Гринбаум О.Н. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: ритмико-смысловой комментарий

Автор: Гринбаум О.Н.
Название: Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья: Учеб.пособие.
Место изд-я: СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010 – 232 с.
Рецензенты: проф. д-р филол. наук А.А.Карпов, проф. д-р филол. наук Г.Я.Мартыненко.
Редактор: Н.Г.Михайлова
Аннотация

Данное учебное пособие представляет собой ритмико-смысловой анализ первых трех глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», выполненный в рамках гармонического (эстетико-формального) стиховедения. Работа призвана восполнить пробелы классического литературоведения, включая научное направление «метр и смысл» в области изучения динамического соотнесения ритма и содержания пушкинского стиха. Анализ динамического триединства «ритм-форма-содержание» подкрепляется известными данными из области психологии, психопоэтики и физиологии. Математической базой исследования выступает «универсальный закон художественной формы» - божественная пропорция золотого сечения в своем динамическом и статистическом вариантах.

Реферат

Данная работа связана с попытками осмысления процессов восприятия поэтического текста, а также выявления средств и способов организации русского стиха, позволяющих добиться его максимальной художественной выразительности. Целью работы является изучение гармонического взаимодействия ритма и смысла поэтической речи одновременно в рецептивном и ретроспективном аспектах, ее суггестивных свойств и ритмико-эмоциональных коррелятов, а также попытка выявить скрытые возможности поэтического текста в части его темпорального воздействия на читателя. Материалом к данному исследованию послужили первые три главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», на основе которых производится анализ качественно-количественных сторон поэтического текста, взаимодействия этих разных компонент анализа при сохранении художественной целостности стиха, что достигается при помощи использования методик и средств гармонического стиховедения. Изучение гармонии поэтического текста базируется на принципах математики гармонии, в основе которой лежит динамический принцип «божественной пропорции», объединяющий в данном методе эстетические и формальные параметры художественного текста. Особенностью данной работы является то, что она представляет собой первый в мировом литературоведении опыт полного последовательного комментирования ритмико-экспрессивной и содержательной сторон поэтического текста третьей главы романа, а также в том, что в ней описано применение усовершенствованных методик вычисления интегральных ритмико-гармонических параметров поэтических текстов с учетом их поли- и монотематических особенностей.
В первой вступительной части работы описываются концептуальные положения гармонического стиховедения, преимущества его методологии и методов по сравнению со структурным и классическим направлениями; дается краткое описание поэзии Пушкина с формально-эстетических позиций; вводятся ключевые ритмико-гармонические параметры стиха, позволяющие изучать ритмо-содержательный процесс восприятия поэтического произведения.
Вторая глава представляет собой непосредственный ритмико-смысловой анализ трех эпизодов первой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как в своем содержательном, так и гармоническом аспектах. Анализу гармонии и экспрессии ритма, представленному в своей графической форме, предшествует историко-литературный комментарий, подкрепляемый высказываниями известных исследователей пушкинского стиха.
Третья глава посвящена описанию применения новейших достижений физиологии и психологии в области гармонического стиховедения, анализ влияния характеристик ритмического движения стиха на психофизиологические процессы его чувственного восприятия. Производится научный анализ особенностей объективного и субъективного художественного времени, вводятся новые интегральные характеристики ритмико-экспрессивных ореолов поэтического текста, для которых приводятся психофизиологические корреляты.
Четвертая глава представляет собой темпоральный анализ содержательной стороны поэтического текста второй главы пушкинского романа и его ритмико-гармонических параметров. Как и для первой главы производится ритмико-смысловой анализ текста, который сопровождается историко-литературным комментарием, содержащим мнения современников Пушкина и многочисленных исследователей его творчества; обсуждаются способы представления точек бифуркации и особенности их чувственного восприятия как потенциальных точек развития сюжета.
В пятой главе последовательно рассматриваются семь фрагментов третьей главы романа «Евгений Онегин», обсуждаются «возможный», «ложный», «истинный» центры развития поэтического сюжета и значения их ритмико-гармонических параметров; вводится новый коэффициент политематической выразительности текста для вычисления индекса ритмико-чувственной активности; описывается структурно-гармоническая организация третьей главы романа на основе выделенных в ней динамических контрапунктивных центров.
Данная работа призвана приоткрыть завесу над тайной стиха Пушкина с позиций литературоведческих и когнитивных наук, выявить латентные возможности пушкинского стиха в части их эмоционального воздействия на читателя, а также обрести реальный механизм исследовательского взаимодействия стиховедов, психофизиологов и нейролингвистов. Книга может быть полезна филологам-русистам, литературоведам, специалистам в области структурной и прикладной лингвистики, а также всем ценителям творчества А.С.Пушкина.