А. С. Герд. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия

Автор: Герд А.С.
Название: Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия
Место изд-я: СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 488 с.
Реферат

Курс лекций является переработанным и дополненным переизданием учебного пособия автора «Введение в этнолингвистику» (Санкт-Петербург, 1995; Издательство Санкт-Петербургского университета), в котором были кратко изложены основы этнолингвистики. Данная книга также содержит хрестоматию, в которой приведены оригинальные отечественные и зарубежные статьи, которые развивают и дополняют основные положения курса лекций. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, историков, этнографов, социологов и специалистов по проблемам межнациональных отношений.
Автор пишет, что этнолингвистика — это дисциплина, лежащая на пересечении языкознания, этнографии и социологии. Предметом языкознания является естественный язык, его структура и законы; предмет этнографии — это народы, их история и культура; предмет социологии — это общество как единое целое, его структура и развитие. Таким образом, предметом этнолингвистики, соответственно, является язык в его соотношении с народом, место языка и его роль в обществе.
По мнению автора, показать, как разные формы существования языка и его история влияют на историю целого народа или положение социальной группы в обществе является целью этнолингвистики. В её задачи также входит анализ использования языка, отношение к нему в разных языковых ситуациях и социальных группах. Кроме того, в круг проблем этнолингвистики также входят такие актуальные вопросы, как происхождение народа; история материальной и духовной культуры народа; история формирования языковой картины мира данного народа; языковая политика государства; права человека и его язык и др.
В этнолингвистике выделяются два направления:
1. диахроническая этнолингвистика — использует язык и лингвистические методы для исследования прошлого, истории и культуры народа;
2. синхроническая этнолингвистика — рассматривает язык и методы языкознания как способ изучения и решения актуальных социальных и национальных проблем.
Помимо предмета этнолингвистики и её задач в курсе лекций автор затронул и более конкретные проблемы, такие как:
? типы языковых состояний (деление речи на устную и письменную, дальнейшее выделение литературного языка, профессиональных жаргонов, диалектов и др.);
? полиэтничность и билингвизм (характерны для всех современных государств, где проживают люди разных национальностей, говорящие, соответственно, на разных языках; также речь идёт о смене среды, например, дома находится говорящий или на работе; и затронуты пиджины и креольские языки — смесь нескольких языков);
? моделирование понятия «этнос» в этнолингвистике (определение его места в общей системе с помощью структурных методов анализа, рассмотрения данного понятия в разных аспектах — общественном, историческом и др.);
? моделирование знаний и представлений в области культуры (то есть описание картины мира, суммы знаний индивида, этноса, социума о реальности, выраженная в виде семантических полей, классов слов и отношений между ними);
? историческая реконструкция модели мира (история мышления народа отражена в его языке, нужно только выявить этапы её развития; наибольшую ценность представляет история отдельных слов и целых лексико-семантических групп — здесь помогает этимология и сравнительно-историческая лексикография);
? языковая политика государства (выбор и определение положения официального государственного языка; определения положения других языков по отношению к государственному; кодификация, нормализация и совершенствование норм официального языка; разработка алфавита, ликвидация неграмотности);
? этногенез и этническая история (история формирования народа точки зрения этнолингвистики — как можно использовать факты языка и материалы других наук для решения проблем этногенеза; методы анализа материала (с позиции только одной науки или с привлечением других источников); формы представления результатов исследований (этногенетическая карта); история ареала обитания народа (какие ещё народы населяли эту же местность в разные исторические периоды).
Эти и другие проблемы более полно раскрыты в статьях по этнолингвистике, приведённых в приложенной к данному учебному пособию хрестоматии. Большая часть представленных работ создавалась их авторами не как специальные исследования по этнолингвистике, тем не менее они наиболее полно, на сегодняшний день, представляют этнолингвистику как единую науку. В хрестоматии приведены статьи таких авторов как Арутюнов С., Уорф Б. Л., Земская Е. А., Толстой Н. И., Рябинин Е. А. И др. Изучение этих работ позволит составить достаточно подробное представление по каждому из вопросов, затронутых в курсе лекций.
Кроме того, автор подчёркивает, что проблемы этнолингвистики ещё не изучены до конца и приводит список основных тем и направлений этнолингвистики, которые ещё недостаточно разработаны. Среди них можно выделить такие как:
? этнос, этничность и язык;
? язык индивида и аспекты его поведения;
? языковые нормы, стандарт, престиж;
? детская речь, язык школы;
? язык и политика;
? язык и права человека и др.